Как заработать на приближающейся революции

29.08.2009

О перспективах бизнеса вокруг LBS (location based services) — сервисов, основанных на информации о местоположения абонентов мобильных устройств, говорится давно и много. Однако до недавнего времени развитию этого направления мешало множество объективных препятствий. В том числе – низкий уровень проникновения «мобильного Интернета» и столь же невысокая насыщенность рынка устройствами с GPS-приемниками. Однако теперь, похоже, главные преграды преодолены. А значит, самое время ждать обещанной революции. Как, впрочем, и стремительного взлета стартапов, заранее выдвинувшихся на передовую.

Действительно ли рынок LBS наконец-то выбирается из пеленок? Об этом iBusiness побеседовал с Сергеем Курловичем, одним из основателей проекта Wi2Geo - сервиса, обеспечивающего комплексное определение положения пользователей при помощи GPS, GSM и Wi-Fi.

— Сергей, сколько лет вашему проекту?

— Если считать от момента возникновения идеи, то — около года. Если же отсчитывать от того момента, когда наше начинание обрело форму компании, то — 10 месяцев.

— Что стало для вас стимулом к запуску Wi2Geo?

— Одному из основателей компании, Денису Алаеву, пришла в голову идея Wi-Fi-навигации. Он нам про эту идею постоянно рассказывал, были даже созданы прототипы. А когда стало понятно, что это действительно работает, было решено воплотить идею в бизнес. За полтора месяца мы сделали работоспособный прототип - как для мобильных устройств, так и для ноутбуков. Мы понимали, что перспективы у нашего стартапа есть. Вот только его развитие без привлечения сторонних денег пошло бы… не очень быстро.

В тот момент, когда мы начали искать инвесторов, кризис еще не наступил, поэтому привлечь средства мы смогли без особых проблем. Первый раунд финансирования мы получили от AddVenture - отдали им небольшой процент компании. Точную сумму назвать не могу, но такие инвесторы обычно вкладывают от 30 до 50 тысяч долларов. Первые деньги практически целиком ушли на оплату труда аутсорсеров, доводивших «до ума» технологические детали. Благодаря их помощи мы - как технологически, так и с точки зрения ведения бизнеса - сильно продвинулись вперед. А это в свою очередь помогло нам выйти на следующий раунд инвестиций.

— От кого вы получили деньги во втором раунде?

— От фонда Kite Ventures. Сумму я опять-таки, к сожалению, не могу раскрывать. Могу только сказать, что этот венчурный раунд позволит нам развивать компанию.

— Насколько известно, команда Wi2Geo встречалась с Эстер Дайсон, известнейшим на нашем рынке инвестором, в некотором смысле «мамой» нашего рынка ИТ. Ходили даже слухи, что она собирается инвестировать в ваш проект. Насколько это соответствует действительности?

— Да, мы с Эстер встречались. Но вовсе не из-за денег. Мы с ней познакомились в первые месяцы работы компании. Для нас Эстер — не источник денег, а источник знаний и опыта. Она всех знает в отрасли. А для стартапа связи — это половина успеха. Именно Эстер очень сильно помогла нам обзавестись нужными связями и партнерами.

— Сейчас много говорится о том, что основная проблема стартапов - не отсутствие денег как таковых, а недостаток «умных денег». Согласны ли вы с этим?

— Практика показывает, что «просто деньги» — это всего лишь инструмент. Да, благодаря ему можно развить собственный продукт, можно нанять больше людей. Но на самом деле залог успеха стартапа — это продажи и партнерские отношения. Куда полезнее, ели ты приходишь в новую область с инвесторами, которые являются не просто «денежными мешками», а – людьми, разбирающимися в данной области и хорошо в ней известными. Они дают куда больше проекту благодаря своим связям и советам, чем вложенными деньгами. Ведь часто случается, что у проекта есть деньги, но они банально «проедаются».

Отличный пример, наглядно иллюстрирующий разницу между «просто деньгами» и «умными деньгами», — это Силиконовая долина. Взять хотя бы Sequoia capital. Этот фонд поучаствовал деньгами практически во всех известных интернет-компаниях, как во времена «доткомов», так и в последнее время. Что отличает эту компанию от других инвесторов, которых в США множество, — так это экспертиза и связи. В Sequoia capital не просто готовы к любым новым начинаниям, причем в совершенно разных областях, но и умеют выгодно представить эти проекты рынку. А это дает гораздо более мощный импульс к развитию компании, чем просто деньги.

— Тогда сразу вопрос: те деньги, которые вы получили — это «умные деньги»?

— Да. К тому же не инвесторы нас выбирали, а мы их. В тот момент рынок был «перегрет», денег было предостаточно, так что проблем с финансированием не было. Но мы достаточно осторожно относились к этому. Например, понимали, что взяв деньги у какой-нибудь промышленной группы, мы подвергли бы себя риску. Ведь в тот момент, когда нам пришлось бы корректировать направление движения компании (а это в жизни стартапа обычное дело!), мы могли бы не найти понимания с их стороны. Просто потому, что они не разбираются в нашей области. А с нашими инвесторами такого не происходит: мы разговариваем на одном языке.

— Считается, что денег много не бывает. Однако в одном из интервью вы заявляли, что для стартапов это правило не действует и большие инвестиции могут его погубить. Не могли бы вы пояснить эту мысль?

— Все просто. Для начинающей компании полезно, чтобы денег не хватало, чтобы не возникало иллюзий, будто средств достаточно и что на них можно жить несколько лет. А там, глядишь, и прибыль пойдет. У стартующей компании должен быть стимул начать зарабатывать здесь и сейчас, а не потом.

— Кстати, как собирается зарабатывать Wi2Geo?

— А мы уже зарабатываем. Сейчас мы заканчиваем несколько сделок с крупными компаниями по поводу технологического партнерства.

У нас два направления. Первое — это технологическая платформа, позволяющая разработчикам веб-сайтов и мобильных сервисов расширить возможности позиционирования. Но это небольшая ниша, «подсобный бизнес», так как эту платформу мы создавали для собственных нужд и, в случае необходимости, можем предоставлять ее партнерам.

Основной же источник заработка — это геотаргетированная реклама. Практика показала, что на заре Интернета в Сети рекламировались исключительно технологические и интернет-компании. С появлением «контекста» рынок онлайновой рекламы вырос на порядок, в этот сегмент пришло много новых рекламодателей, которые не являются технологическими компаниями.

На наш взгляд, геотаргетированная реклама может стать новой революцией в Интернете, потому что она позволит расширить этот рынок еще на порядок и привлечь в онлайн новых рекламодателей, которых в Сети пока не было. Просто потому, что это было им не выгодно.

— Если я вас правильно понимаю, речь идет об одной из сфер применения сервисов, основанных на местоположении абонента, — LBS. Однако о перспективах этой ниши говорят уже лет пять, однако революции не свершилось...

— Давайте вспомним, что происходило с Интернетом. Там тоже все ждали революции. Причем о ней начали говорить сразу после того, как Сеть сделала первые шаги, когда пали первые барьеры. Очевидно, что достижения сразу появится не могут. Нужно преодолеть некоторое количество трудностей. То же самое и с LBS. Первым таким барьером была доступность позиционирования. Пять-семь лет назад количество мобильных устройств с GPS было незначительным, о ноутбуках речь вообще не шла. Второе препятствие — это распространенность Интернета и мобильного Интернета. Ну и, конечно, доступность самих мобильных устройств, пригодных для комфортного выхода в Сеть. Сейчас, как мне кажется, все барьеры пали. И если мы посмотрим на западный рынок, то там революция уже происходит. Обратите внимание на онлайновый магазин Apple Store. Ведь уже треть представленных этим ритейлером приложений так или иначе связана с LBS.

— Давайте вернемся к бизнесу вашей компании. Как мне кажется, у Wi2Geo несколько двоякое положение на новом рынке. Вы предоставляете платформу для позиционирования. Но не получится ли так, что зарабатывать будете не вы, а поставщики дополнительных сервисов, созданных на основе вашей же платформы?

— Платформу мы предоставляем «постольку поскольку». Потому что в России, когда мы только начинали, ее просто не было. Мы были вынуждены сделать ее сами. Сидеть и ждать, когда сюда придет кто-то большой, неважно кто — мобильные операторы или Google — мы не хотели. Повторюсь, для нас платформа позиционирования — это не основной способ заработка, а лишь инструмент. Есть несколько сервисов, которые мы на базе нашей платформы пытаемся монетизировать, но если завтра появится новая платформа, дешевле, легче и быстрее, то мы с удовольствием будем использовать ее.

Кроме того мы предоставляем не только платформу для позиционирования, но и для мобильной рекламы. Если у вас имеется всего один из множества интернет-сервисов, вы вряд ли будете делать собственный рекламный движок. И вряд ли будете самостоятельно искать рекламодателей. Вам проще заниматься своим делам и воспользоваться услугами сторонней компании, используя ее технологии. Все точно так же, как в «большом» Интернете: есть сайты, которые «откручивают» контекстную рекламу, предоставляемую кем-то из крупных игроков — Google, «Яндексом» или «Бегуном». Площадки же редко сами занимаются рекламой.

— То есть вы собираетесь стать главным оператором геотаргетированной контекстной рекламы?

— Ну, возможно не главным, но уж точно ведущим. Рынок новый. Мы понимаем, что большие игроки им рано или поздно заинтересуются. Но так как рынок только зарождается, шанс получить на нем свою, причем существенную, долю у нас есть. К тому же у крупных компаний есть основное направление деятельности, основная компетенция, в которой они хорошо разбираются, — это их основной источник дохода. В случае с Google — это контекстная реклама. Все остальные сервисы — это скорее дополнение. Для нас же это — основой бизнес.

— Сколько сейчас у Wi2Geo пользователей?

— Я, к сожалению, не могу озвучивать несколько крупных партнерских соглашений – сделки пока не завершены. Когда это произойдет, наша аудитория будет исчисляться миллионами. Собственная же аудитория пока невелика. Это своего рода «песочница» в которой мы обкатываем технологии позиционирования и рекламы.

Мы отлично понимаем, что зацикливаться только на своей аудитории — неправильно. Ведь это в своем роде отдельный бизнес. В Рунете есть множество раскрученных проектов с огромными аудиториями. И нам кажется разумным сотрудничество с ними.

— Когда вы планируете выйти на окупаемость. И не внес ли кризис свои коррективы в ваши планы?

- Мы очень рассчитываем, что выйдем на окупаемость к концу года. Кризис, конечно, повлиял на нас. Но это, скорее, положительное влияние. Ведь нам удается тратить гораздо меньше, чем мы планировали. Когда мы строили свои финансовые планы, то понимали, что специалисты на рынке стоят очень больших денег. За прошедший год стоимость как технических, так и не технических специалистов снизилась колоссально. В феврале, когда мы активно расширяли команду, мы были очень сильно удивлены количеству сильных профессионалов, которые есть на рынке. А также их стоимостью.



Источник: http://www.ibusiness.ru/companies/452693/


Загрузка...
30.08.2009 19:24
Звонки по Skype подорожают
IP-телефония Skype при звонках на обычные телефоны станет дороже. С 6 сентября на 100% увеличится стоимость платы за соединение в том случае, если пользователь Skype будет звонить на стационарные и мобильные телефоны. Информация об изменении тарифов появилась на сайте компании


30.08.2009 16:20
Опыт монетизации Твиттера
Одна из актуальных «околотвиттерных» тем – это монетизация данного, стремительно развивающегося сервиса. Кто-то пытается продвигать свои интернет-магазины, устраивают акции и флешмобы, появились биржи «ретвиттов», есть факты продажи аккаунтов (@cnnbrk например). Да и сам Твиттер в скором будущем заведет платные «коммерческие» аккаунты. А я (в Твиттере меня знают как @ukrtaxist), хочу рассказать о своем опыте монетизации, о том как можно удачно и выгодно совместить данный сервис и работу таксиста


30.08.2009 15:00
1555 рублей на контекстную рекламу
В Рунете появился новый рекламный сервис, работающий с баннерами и текстовыми объявлениями. К проекту ID5.ru подключено почти 2 млн. рекламных плошадок, но рекламодателей пока немного. Причина тому - не только недостаточная известность новой системы, но и сложность с оплатой услуг ID5. На днях рекламодатели получили возможность пополнения счета через WebMoney, продолжается процесс подключения к платежному шлюзу RoboKassa. Ранее пользователи могли протестировать систему, пополнив счет с предоплаченной карты, для чего им приходилось переходить на сторонние сайты.


30.08.2009 12:25
Готовь сайт летом или 5 советов о том, как подготовить Интернет-магазин к осенне-зимнему сезону продаж
Лето подходит к завершению, и на Западе, по традиции, начинается рождественский сезон продаж. Готовится к нему не только стационарная торговля, но и Интернет-магазины. Как сделать подготовку более эффективной, советует известный бизнес-портал


30.08.2009 09:03
EBay предлагают продать Skype
Покупкой Skype заинтересовалась группа известных венчурных фондов и крупных частных компаний, пишет The Washington Post со ссылкой на осведомленные источники. По данным издания, инвесторами в этой сделке могут стать фонды Andreesen Horowitz и Index Ventures, а также несколько частных лиц