«Гуглофоны» учатся говорить по-русски

08.08.2009 23:43
933

Первые смартфоны на мобильной платформе Android от всемогущей Google появились почти год назад, однако в России их представили лишь в июле 2009 г. Почему так поздно? В случае с iPhone задержка отечественной премьеры объяснялась маркетинговой политикой Apple, но с Android и «гуглофонами» такой проблемы нет – платформа на основе Linux открыта для всех производителей. Судя по всему, этот кризисный год компании взяли на размышление – будут ли покупать «гуглофоны» в России? Ответ на этот вопрос, судя по летним премьерам телефонов, был найден, и он положительный.

ТАКОЙ УДОБНЫЙ ANDROID

Дело в том, что в продвижении платформы Android очень заинтересованы сами производители, которым уже изрядно надоела фактическая монополия Microsoft на рынке операционных систем для смартфонов. Есть, конечно, еще iPhone OS и Symbian, но первая устанавливается только лишь на одноименные телефоны, а вторая с недавних пор находится под тотальным контролем Nokia. Различные версии мобильных Linux-систем до сих пор не были популярны: не хватало поддержки сильного игрока с мировым именем.

Теперь такая поддержка есть, и вендоры стремятся не упустить возможность «продвинуть» Android в массы: использование этой системы позволит им не отчислять серьезные суммы за право использовать в своих устройствах Windows Mobile. Появление настоящей конкуренции на рынке свободно распространяемых ОС должно позволить вендорам зарабатывать больше, а пользователям – покупать коммуникаторы и программное обеспечение за меньшие деньги. По крайней мере, таков план развития «андроидов» на большинстве рынков. А что в России?

В нашей стране до сих пор официально не продается ни одного коммуникатора на платформе Google Android производства компании HTC (High Tech Computer) – компании, которая освоила выпуск «гуглофонов» первой в мире. Подобная нерасторопность подарила российским IT-производителям счастливый шанс вывести на незанятый пока рынок собственные «гуглофоны». Многие предпочитают купить их, нежели рисковать с покупкой «серых» аппаратов от HTC. Впрочем, тайваньский производитель осознал допущенную ошибку, и обещает начать продажи своего первого коммуникатора на Android уже в августе. Представители самой Google тем временем уверяют, что в российском рынке смартфонов и коммуникаторов их компания в любом случае заинтересована.

В США и Европе «гуглофоны» продаются хорошо: первый миллион «гуглофонов» разошелся на три дня быстрее, чем первый миллион iPhone. Изюминка Android – не в дизайне самих аппаратов, а в программной платформе, которая является полностью открытой для сторонних разработчиков, будучи основана на ядре Linux. Это означает, что делать собственные «гуглофоны» может любая компания. В России этим заинтересовались сразу два игрока – «Вобис Компьютер» и RoverComputers.

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ «ГУГЛОФОНЫ»

Продажи коммуникатора на платформе Android от компании «Вобис» уже стартовали 13 июля: пилотное устройство получило не слишком яркое название Highscreen PP5420. Фактически, это единственный легально продаваемый «гуглофон» на рынке. Называть его, однако, разработкой российской компании, нельзя: Highscreen – это коммуникатор Mobinnova Ice, произведенный специально для работы с Android, и лишь локализованный для работы на отечественном рынке специалистами «Вобис». Впрочем, большего от российской компании требовать нельзя: профиль «Вобиса» – не производство, а дистрибуция мобильных телефонов. Вопрос добросовестности выполнения локализации Android для российского покупателя, однако, остается открытым. Некоторые эксперты полагают, что с этой задачей «Вобис Компьютер» «справился лишь частично».

Однако будут в России «гуглофоны» и от российского вендора. Его разработкой займется компания RoverComputers, причем речь идет сразу о нескольких моделях аппаратов. Первая из них – под кодовым названием Twin – будет иметь полностью русифицированную Android и модуль для работы сразу с двумя SIM-картами. Предполагается, что со временем в портфолио у российской компании будет 4 – 5 моделей смартфонов.

Смогут ли российские компании выдержать конкуренцию со стороны ведущих мировых производителей? Ведь свои «гуглофоны» будут у Samsung, Motorola, Sony Ericsson, LG и, по слухам, даже у Nokia. Эксперты рынка полагают, что шансы у них есть, – по крайней мере, на первом этапе, пока та же HTC будет «раскачивать рынок». Так почему же в России до сих пор нет HTC G1 и HTC Magic? В самой HTC это объясняют отличиями в схеме дистрибуции: в Европе и США реализацией смартфонов занимаются не розничные сети, а сами операторы. В России подобный опыт уже подорвал продажи HTC G1 и Magic в России. И не только – достаточно вспомнить весьма неудачный старт iPhone в России.

УРОКИ IPHONE

В свое время задержка с выводом смартфона от Apple на российский рынок стоила операторам «большой тройки», согласившихся на его реализацию на весьма неприятных условиях, внушительных убытков. Еще до официального старта продаж iPhone было ясно, что операторам будет сложно продавать продукт, который за год до этого не приобрел на «сером» рынке только ленивый. Повторится ли подобная история c Android? Навряд ли: «гуглофоны» от HTC на Горбушке если и продаются, то единицами. Отсутствие интереса объясняется просто – HTC G1 и Magic не столь красивы и не обладают магией премиум-бренда Apple. Продать такие смартфоны без достойно русифицированного интерфейса невозможно, оценить эту покупку смогут лишь экстремальные любители «гаджетов». Кстати, русификация потребуется и для онлайнового магазина приложений Android Market. В нем, как и у конкурирующего App Store, особой популярностью пользуются игры, однако в силу возраста магазина их предложение существенно скромнее.

Собственно, лучшей игрой для iPhone называют сам App Store. Может быть, это еще и лучшая игрушка, которую придумал для себя Apple: за полтора года работы магазина число загрузок ПО из него превысило 1,5 млрд. Это показатель, которым можно гордиться в любом случае, ибо аналогов App Store и ориентиров для оценки объемов его продаж до последнего времени не существовало. В число этих полутора миллиардов закачек входят и бесплатные программы, а цена платных, как правило, невелика. Аналитики издания Pocketgamer.biz утверждали в июле 2009 г., что более трети игр из Топ-100 продаж – 36 штук – находились в ценовой категории «дешевле доллара» и продавались за $0,99. Средняя цена в Топ-10 составляла $1,89, причем в июле цены «магазина для iPhone» испытали всплеск, вызванный массовым переходом аппаратов на новую прошивку: многие разработчики, не успевшие портировать программы на новую ОС, предпочли перезаложиться в их стоимости для старой.

В ПОИСКЕ ПРАВИЛЬНОЙ ЦЕНЫ

В Android Market все не так. Переживающий становление магазин, в котором первые платные приложения появились только в начале 2009 г., продает самый ходовой товар – игры – дороже, чем App Store. При средней цене около $2 – 2,5, основная их масса продается дороже $1,99. Интересно заметить, что в первые месяцы существования App Store продукты в нем тоже были представлены в широчайшем ценовом спектре, и лучшую цену предложения, пресловутые $0,99, удалось нащупать существенно позже. Учитывая позиционирование iPhone и Android, разработчики ПО часто применяют для двух онлайн-магазинов различные схемы ценообразования, но, возможно, со временем цены опустятся и в Android Market. Пока же при сравнении «магазина для iPhone» c «рынком для Android» наблюдается интересный парадокс. Средняя стоимость платного приложения для открытой платформы Android составляет $9 – или вдвое больше цены платной программы для премиальной закрытой платформы iPhone, как бы ни старались программистские компании эти цены уравнять.

Правильная или ошибочная ценовая политика, в результате, решит и судьбу Android в России. Если российские «гуглофоны» будут стоить в пределах 20 000 руб., то Android получит хорошие шансы стать популярнее своих конкурентов на других мобильных ОС. Российские вендоры это понимают: по крайней мере, RoverComputers планирует выпускать модели стоимостью до 18 000 руб. – существенно дешевле, чем у любого «гуглофона» от зарубежных вендоров.
Константин Шиян, Владислав Чучко

Твитнуть




Оставайтесь с нами