О поисковой оптимизации на языке, понятном директору по маркетингу
Почему все так сложно?
Мне много раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда великолепные специалисты по поисковой оптимизации пытались объяснять суть своих услуг директорам по маркетингу, опираясь на сугубо технический язык. Это почти никогда не удавалось по вполне банальной причине – ни один маркетолог не хотел вдаваться в «профессиональные дебри». Как же лучше поступить? К сожалению, полностью уйти от узкоспециализированного жаргона просто не возможно (нельзя ведь написать учебник по математике без формул!). Но, как мне кажется, вполне реально свести всю информацию к максимально компактному виду. Это мы и сделали, готовя одну из ста глав для нашей недавно вышедшей книги «Корпоративный веб-сайт на 100%».
Определимся с терминами
Поисковая оптимизация (Search engine optimization, SEO) - это комплекс мер, направленных на повышение позиции сайта в поисковых системах по заданному набору запросов. На эту позицию влияют внешние и внутренние факторы ранжирования. Как правило, поисковой оптимизацией должна заниматься специализированная компания, располагающая необходимыми технологиями и персоналом. В простейшем случае, усилия SEO-оптимизаторов направляются только на первую страницу сайта и преследуют цель - повышение влияния внешних и внутренних факторов ранжирования для ключевых поисковых систем Яндекс, Google и др.
Внутренние факторы ранжирования
Часть действий по оптимизации сайта под алгоритмы работы поисковых машин проводится на нем самом. В частности, корректируются следующие моменты:
Метаинформация, прописанная на уровне кода страницы (эта информация хранится, преимущественно, в виде разнообразных тегов, например, тегов заголовков разных уровней, alt-текстов и др.)
Используемые технологии представления контента и навигации по сайту
Текстовое содержание страниц (точнее, содержание на страницах ключевых слов, соответствующих целевым поисковым запросам)
Дата регистрации домена (обычно, чем больше времени прошло с момента регистрации домена, тем выше к нему "доверие" поисковых роботов)
Семантическое ядро
Семантическое ядро формируется на основе ключевых слов, характеризующих бизнес компании (с учетом вариаций в названиях, ошибок в написании, профессионального сленга, транслитераций, синонимов, критериев качества, предполагаемых действий и т.д.). Первоначальный список ключевых слов рекомендуется также дополнять ассоциативными запросами.
Объем семантического ядра, т.е. количество анализируемых формулировок, зависит от тематики сайта и может колебаться от нескольких единиц до нескольких тысяч.
Работа SEO-копирайтера
Именно с составления списка таких ключевых или профильных запросов должна начинаться работа SEO-копирайтера. Помочь в этом может сервис www.wordstat.yandex.ru.
Задача SEO-копирайтера состоит в том, чтобы обеспечить разумную плотность встречаемости таких формулировок в текстовых материалах, т.к. исходя из этого параметра поисковые роботы «судят» о релевантности сайта запросу пользователя, введенному в поисковой системе.
Внешние факторы ранжирования
Основным внешним фактором ранжирования является объем и "уровень авторитета" внешней ссылочной базы. Эта база может:
возникнуть стихийным образом, в результате естественного "обрастания" сайта ссылками с других проектов
быть целенаправленно организована с помощью сети сайтов-доноров
Выбор сайтов-доноров определяется множеством признаков таких, как: отсутствие запретов на индексацию поисковиками и некорректно работающих скриптов, хорошая "ссылочная" история, значение тематического индекса цитирования (иИЦ), PageRank и др. Также желательно, чтобы сайты-доноры не были специально созданы только для линкоподдержки (т.е. имели другой контент, кроме ссылок).
Одним из видов сайтов-доноров являются специализированные биржи по продаже ссылок. Обращение к ним связано со значительным риском потери позиций в выдаче поисковиков, которые периодически добавляют ссылки с таких проектов в свой "черный список" (банят).
Как оптимизировать корпоративный веб-сайт
Для проведения работ по SEO-оптимизациивы можете воспользоваться следующим контрольным списком:
Необходимо указать индивидуальные мета-теги для каждой отдельной страницы сайта. Содержание мета-тегов (description и keywords) должно максимально соответствовать поисковым запросам
Для каждой страницы сайта должны быть заданы индивидуальные титулы (поля <title>), релевантные ключевым поисковым запросам
При верстке и форматировании должны быть соблюдены все требования стандартов HTML (соответствующими тегами обозначены заголовки, полужирные и курсивные варианты шрифтов, все стили вынесены во внешний CSS-файл и т.д.)
Необходимо отказаться от автоматического перенаправления пользователей на другие страницы сайта (редиректов)
Следует минимизировать использование технологий, представляющих «трудности» для поисковых роботов (например, технологии Flash, java-скриптов, фреймов). Все скрипты необходимо вынести в отдельные файлы
Основной текстовый контент сайта желательно располагать в верхней трети страниц (в идеале, непосредственно после тега <body>, должна располагаться фраза длинной 150-200 символов, релевантная поисковым запросам)
Желательно использовать так называемые чистые или естественные URL, типа www.company.ru/about/companyname.html
Необходимо максимально упростить верстку страниц (например, отказаться от использования значительного количества вложенных таблиц)
Для всех основных графических элементов необходимо добавить осмысленные alt-тексты
Основная навигация по сайту должна быть организована с помощью текстовых ссылок
Желательно, чтобы на все страницы сайта вели прямые ссылки (без использования JavaScript или VBScript и вида «www….»)
Сайт должен корректно отрабатывать типовые ошибки (например, при обращении к несуществующей странице выдавать код 404, а не 301/302)
Желательно внедрить на сайте навигацию «хлебные крошки», создать облако тегов и карту сайта
Текстовое наполнение сайта не должно изменяться в зависимости от настроек браузера (например, в зависимости от настроек cookies, «отключенности» графических файлов, запретов на запуск скриптов и др.)
На каждой странице сайта должна быть ссылка на главную страницу вида www.company.ru, а не www.company.ru/index.html
Все внутренние ссылки на сайте должны быть осмысленными, а не типа: «Подробнее», «Узнать больше», «Далее»
Должен быть корректно настроен файл robots.txt, управляющий индексацией сайта поисковыми роботами.
Сергей Сухов, директор по маркетингу