Клиенты не платят рекламным агентствам
«В кризис существенно увеличилось количество недобросовестных клиентов, — сетует генеральный директор агентства IQ marketing Наталья Степанюк. — Недобросовестность клиентов приобретает различные формы: клиенты темнят с проведением тендеров, не выплачивают деньги за проведенную работу, а иногда угрожают подать на агентство в суд». В клиентскую базу IQ marketing входят Alfa Group , Kraft Food, «Трансмарк», Danone, Audi, Toyota, «Мегафон», банк «Русский стандарт».
Чтобы что-то предложить клиенту, агентству приходится делать определенные вложения, объяснил Infox.ru руководитель направления trend spotting IQ marketing Николай Хлопов. «Время, потраченное на один проект, — это время, не потраченное на другой. Получается, это наша инвестиция в то, что заведомо убыточно. К сожалению, в любом кризисе люди начинают иногда поступаться своим поведением. Хорошим человеком легко быть, когда все хорошо. Мы не считаем количество недобросовестных сделок, но они бывают довольно часто», — констатирует Николай Хлопов.
Недобросовестные заказчики рекламы могут быть из самых разных сфер бизнеса. «Любой клиент может сделать это – от очень мелкой розницы до очень большой компании», — говорит Николай Хлопов. Агентство пытается договориться со своими клиентами. «Мы пытаемся объяснить, что это неправильно, пытаемся изначально учитывать подобные моменты, либо пытаемся судиться с ними», — рассказал Николай Хлопов.
Максим Стренов из рекламного агентства Present подтверждает, что слышал о случаях недобросовестного отношения клиентов к агентствам. «Случаи такие есть. Обычно недобросовестность проявляется в несвоевременной оплате», — рассказал рекламист. По мнению Максима Стренова, чтобы избежать этого, нужно требовать предоплату. «Какой бы клиент ни был «вкусный», не следует запускать без оплаты никакой проект. Юридическая база в этом случае не важна: главная гарантия успешности проекта — это стопроцентная предоплата», — уверен рекламист.
Аккаунт-директор рекламного агентства Soleans advertising agency Елена Дмитриева не заметила увеличения недобросовестных клиентов с кризисом. «У нас такого нет. Существует еще докризисная практика работы с клиентами, когда есть предоплата, в которой заложены все стенания рекламного агентства. У нас не было такой практики вовсе, чтобы мы работали без предоплаты», — рассказала Infox.ru Елена Дмитриева.
По ее словам, большинство рекламных агентств используют именно такую схему, чтобы обезопасить себя от недобросовестности клиентов. «Это случается только с теми агенствами, которые юридически неправильно выстраивают отношения с клиентами. Оплата всегда делится на три части – это все поэтапно оговаривается в договорах. Клиент должен понимать, что получит результат только за то, что оплатил», — считает Елена Дмитриева. «Кризис не сказался на количестве клиентов, но уменьшились рекламные бюджеты», — говорит она.