АКАР: ошибка в расчетах?
Финансовые итоги первого полугодия на рекламной рынке, опубликованные в четверг Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР), породили больше вопросов, чем ответов. Так, по данным экспертного совета, за отчетный период сегмент медийной рекламы в интернете заработал на 5% больше, чем в прошлом году. Однако еще по итогам первого квартала АКАР отчитался о значительном падении объемов отрасли. В Mail.ru удивлены такими метаморфозами оценки, а финансовые показатели других онлайн-игроков не совпадают с этими данными.
Рост доходов медийной рекламы за первое полугодие 2009 года к аналогичному периоду прошлого года составил 5% с 2,9-3 миллиардов рублей до 3-3,2 миллиардов рублей (с НДС), видно из отчета АКАР. Зато если вернуться на три месяца назад, то картина выглядит куда более удручающе: по итогам января-марта падение составило сразу 15% с 1,2-1,3 миллиардов рублей до 1-1,1 миллиардов рублей (с НДС).
Коммерческий директор Mail.ru (компания по собственным данным занимает 30% рынка онлайн-рекламы) Алексей Катков в беседе с Sostav.ru задается вопросом: каким же должен был быть рост во втором квартале, чтобы интернет-реклама вышла в плюс? По его словам, такие цифры на фоне 15% падения в первом квартале вызывают “серьезное удивление”. “По нашим ощущениям, рост рынка с начала года был плавным и постоянным”, - добавляет он.
В целом соглашаясь с последней оценкой АКАР, господин Катков уверен, что выручка Mail.ru в первом полугодии 2009 года росла быстрее рынка.
Однако другой крупный игрок медийной рекламы - “Рамблер” - рапортует о падении доходов своего бизнеса за первое полугодие на 18%. В первом полугодии на баннерной рекламе компания потеряла почти 60 миллионов рублей (- 12%). “Яндекс”, который получает около 85% выручки от контекстной рекламы, не стал комментировать данные АКАР.
Сама АКАР не считает рынок контекстной рекламы. По данным Mindshare Interaction, за первое полугодие он вырос на те же 5%, до 4,1 миллиардов рублей (без НДС). Руководитель отдела рекламных технологий “Яндекса” Евгений Ломизе поправляет эту цифру, говоря, что рост рынка контекстной рекламы в первом полугодии 2009 года составил порядка 10% в рублях. При этом, отметил он Sostav.ru, доходы “Яндекса” от продажи контекстной рекламы не уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Бизнес “Рамблера” в “контексте” (сеть “Бегун”) чувствует себя намного хуже - минус 24% (с 554 миллионов рублей до 419 миллионов рублей). Гендиректор MediaSelling и эксперт АКАР Лев Глейзер связывает снижение выручки “Рамблера” от контекстной рекламы с тем, что портал потерял долю поиска. “При таких обстоятельствах выручка должна была бы упасть еще больше”, - думает он.
“Двигатель не сломался”
В первом полугодии рекламный рынок не досчитался 30% доходов, следует из данных АКАР. Больше всего пострадали сегменты печатных СМИ (-45%) и наружной рекламы (-39%). Впрочем, по мнению экспертного совета, “никакой катастрофы не произошло”. “Двигатель торговли не сломался!”, - утверждает президент АКАР Сергей Пискарев.
Ранее Sostav.ru писал о том, что доходы рекламного рынка без учета сегмента медийной онлайн-рекламы сократились на 35%. Игроки рынка выражали надежду на оживление индустрии.
Дмитрий Захаркин, Sostav.ru