Чей браузер длиннее?
Сидите вы, значит, в машине, слушаете радио, и тут между песнями раздается уверенный голос: новый кроссовер, литые хромированные диски в комплектации, разгон до 100 км/ч за 5 секунд!.. Хорошую я машинку купил, — довольно улыбаетесь вы и аккуратно продвигаетесь еще на пять метров в мучительной утренней пробке по дороге на работу.
Наверняка кто-нибудь узнал себя в этой мизансцене. И речь совсем не о пробке. Давайте начистоту: многим из нас приятно чувствовать мощь лошадей, гигабайтов или мегапикселей, что скрывается под капотом наших машин, компьютеров и фотокамер. Почти у каждого продукта есть некая, порой абсолютно бредовая, величина, которой можно мериться, как те пелевинские пожарные. И не беда, что использовать эту величину по полной у нас никогда не выйдет.
Но мы все-таки добираемся до работы и запускаем то, что первым делом оказывается под рукой. Правильно, браузер. Несмотря на широкое распространение прикладной измерительной линейки в IT-сфере, никто раньше не пытался предметно меряться браузерами. Говорили «самый быстрый», «самый безопасный», «самый совместимый» и чуть ли не «ваш самый лучший друг». Все начало меняться с появлением тестов ACID.
Уверен, что результаты первых тестов расстроили всех производителей браузеров, а некоторых даже опозорили: IE6, IE7. И если поддержка нужных технологий и соответствие веб-стандартам — это то, что было нужно разработчикам и, в конечном счете, пользователям, то результаты тестов — это то, что очень пригодилось маркетологам. И началась гонка за результатами, которая в итоге привела к тому, что смайлик теста ACID 2 улыбнулся всем браузерам, даже тем, которым поначалу и дела не было: IE8.
И что же мы все получили в результате? С одной стороны, производители браузеров исправили множество ошибок, добавили поддержку некоторых технологий, которая была необходима для прохождения теста. С другой стороны, главный профит получили маркетологи, у которых появилась та заветная величина, которой можно было начать меряться. И не беда, что тест абсолютно синтетический, не имеющий отношения к реальной разработке. Наш браузер прошел ACID 2 и набрал целых вот сколько очков в тесте ACID 3! - ликовали фанаты и бросали в воздух коврики.
Параллельно с тестами ACID начала развиваться и другая линейка - производительность JavaScript. Начиналось все вполне резонно: сайты все больше походили на приложения, что привело к усложнению скриптов и повышению требований к производительности браузеров. Тестирование производительности JavaScript показывает с какой скоростью браузер выполняет те или иные операции. iBench, SunSpider, V8, Dromaeo - сколько тестов, столько и мнений, нюансов и трюков, особенно, когда тест разрабатывается под чутким руководством производителя браузера. Самый громкий трюк был связан с браузером Safari, который оказался в три раза быстрее по результатам тестов из-за того, что событие onload срабатывало до загрузки и обработки кода, в отличие от всех остальных браузеров.
Как результат истории с тестами производительности JavaScript - еще более сомнительная величина и новый гибкий инструмент для маркетологов, позволяющий безапелляционно заявить: «Наш браузер в целых четыре раза быстрее!».
К счастью, ваш рабочий день, наконец-то закончился. Пора двигаться домой за рулем того самого автомобиля, производитель которого, покрутив его на стенде, заявил, что он разгоняется до 100 км/ч за 5 секунд. Но вы снова стоите в пробке, и эта величина способна согреть разве что ваше самолюбие. Реальная скорость вашего движения по городу зависит от множества факторов, которые редко становятся теми величинами, которые мелькают в пресс-релизах.
Та же история и с браузерами: скорость отклика интерфейса, работа с кешем, особенности отображения страницы в процессе загрузки, утечка памяти, работа с плагинами — все эти и многие другие параметры влияют на конечную эффективность вашей работы. Именно по этим параметрам мы выбираем наиболее удобный инструмент для работы в Интернете.
Но вот парадокс — не всякая скорость одинаково полезна! Что вы предпочтете: буквально сразу же получить полную версию тяжелой главной страницы на встроенном мобильном браузере или же получить сжатую версию чуть медленнее через норвежские прокси? Ответ зависит от того, торопитесь вы или пытаетесь сэкономить деньги на трафике.
Поэтому, в очередной раз выбирая браузер, попробуйте выбрать не супербраузер, который по результатам тестов в целых четыре раза лучше, а быстрый и эффективный инструмент. Именно для вас.
А маркетологи пусть резвятся дальше, работа у них такая.