ВРК оценивает объем рынка интернет-рекламы в 105 млн гривен. Кто больше?
Цифры
Всеукраинская Рекламная Коалиция опубликовала прогноз объема рекламно-коммуникационного рынка Украины на 2009 год по итогам первого полугодия. Отдельной строкой прописан интернет – 105 млн гривен. Это единственный медиаканал, который покажет рост в гривне – на 5% со 100 млн за 2008 год. Однако стоит учесть, что гривна за год сильно сдала позиции по отношению к доллару. До середины 2008 года ВРК оценивала рынок в долларах.
Реклама в интернете в 2009 году составит 2,24% от всего рынка медиа-рекламы, оцененного в 4,68 млрд гривен. В пошлом году интернет-реклама составляла 1,48% от рынка объемом 6,73 млрд гривен. Общее падение рынка медийной рекламы составит 30%.
Как считают
Оценка ВРК приблизительна, особенно для интернета, так как основана на экспертных мнениях. Подсчитывается объем рынка примерно так: рассылают вопросы директорам крупных рекламных агентств. Директор агентства прикидывает: мой оборот такой-то, у моих основных конкурентов обороты такие-то, еще столько-то процентов рынка у всякой мелочи, значит, объем всего рынка составляет N гривен. Коалиция собирает данные, отбрасывает экстремумы и выводит среднее по данному каналу. Если в других медиа есть мониторинговые агентства и ассоциации, которые могут знать ситуацию более-менее близкую к реальности, то в интернете директора агентств оценивают свою долю рынка, основываясь обычно на прошлогодней цифре ВРК. А эту оценку сами же директора и вывели совместными усилиями.
Максим Лазебник, исполнительный директор Всеукраинской Рекламной Коалиции, рассказал W$, что в подсчетах также применяет коэффициенты для некоторых агентств и уточняет данные, опрашивая крупных рекламодателей о том, насколько они увеличили или уменьшили свои бюджеты по разным медиаканалам. Максим указывает на тенденцию, что чем меньше оборот агентства, тем большим ему кажется весь рынок. 105 млн грн интернета – это выражение оптимизма по поводу второго полугодия. Если обороты будут такими же как в первом полугодии, то рынок даже уменьшится по сравнению с 2008 годом.
Чего не хватает в подсчете
Помимо возможных неточностей, вызванных методом экспертной оценки, нужно обратить внимание, что ВРК учитывает только медийную рекламу. За бортом оказывается огромный кусок рынка – контекстная реклама. Сколько зарабатывают в Украине Google и «Яндекс», они не скажут. (Обновление 00:30: Согласен с комментарием, что это голословное предположение, не основанное на достоверных фактах).
Помимо контекстной рекламы в интернете существуют и другие сегменты рекламно-коммуникационного рынка, которые отсутствуют в оценке ВРК, и явно не учитываются в других пунктах:
· создание сайтов,
· поисковая оптимизация,
· покликовая продажа трафика,
· classified-объявления.
Данные сегменты очень сложно оценить даже экспертно. Но нужно понимать, что денег на рекламу и продвижение в украинском интернете тратится значительно больше, чем 105 млн в год.
Альтернативная оценка
При всей приблизительности данные, которые регулярно публикует Всеукраинская Рекламная Коалиция, остаются чуть ли не единственным достоверным источником информации о рынке, на который можно сослаться, рисуя красивые графики в презентациях для рекламодателей и инвесторов.
Альтернативную цифру называет исполнительный директор «Украинской Ассоциации Интернет Рекламы» Андрей Заблоцкий: $30 млн в 2009 году, что на 10-15% больше, чем в 2008 (из интервью «МедиаБизнесу»). Если подсчитать по курсу 8,0, то выйдет 220 и 240 млн грн в 2008 и 2009 годах соответственно. Андрей сказал W$, что выводит оценку методом экспертного опроса и прогнозирует, что соотношение медийной и контекстной рекламы будет примерно 50 на 50 в 2009 году.
Если хотите нарисовать в презентации еще более красивый график, воспользуйтесь оценкой УАИР.