Как социальные сети изменят маркетинг и бизнес или «Убей» 10 друзей на своем Facebook и получи купон на бесплатный гамбургер
Современные маркетологи прекрасно понимают, что успешный бренд — это больше, чем просто продукт или торговая марка. Это результат доверительной связи, установившейся между компанией и потребителем. Факт, столь очевидный именно сейчас, в эпоху развития социальных сетей.
Две трети интернет-пользователей посещают сайты социальных сетей. Россия — одна из самых больших аудиторий социальных сетей в мире. Число регистраций на Facebook, Twitter, LinkedIn, YouTube, Вконтакте.ру растет ежечасно. Однако всего 10% корпоративных блогов в России активны и регулярно обновляются.
Сегодня российские компании осознают необходимость использования социальных сетей и несомненные преимущества, которые те обеспечивают. Однако немногие из них понимают, каким образом и с какого конца осваивать новые каналы он-лайн коммуникаций. Им не хватает расторопности и прозрачности, их сотрудникам — полномочий принимать решения. Только полный пересмотр подхода к работе поможет добиться максимальных результатов.
До появления социальных сетей результатов маркетинговых действий ждали месяцами и даже годами. Сейчас можно провести маркетинговую программу и получить отдачу в течение часов и дней. Социальные сети — это тот канал, который навсегда изменил правила игры и всю динамику коммуникаций. Все одновременно и каждый в отдельности могут вступить в открытый диалог. Именно этого диалога жаждет целевая аудитория компаний и брендов.
Приведем пример. Несмотря на то, что компания Apple не торопится с официальным заявлением о разработке гаджета tablet pc, при вводе запроса по ключевым словам ‘Apple tablet' Google выдает более 17 млн. результатов. Фанаты Apple расписывают достоинства нового устройства, прогнозируют возможности его софта и даже строят предположения относительно аппаратной части. По сути, он-лайн сообщество создает новый продукт. И оно ждет, что Apple выпустит его. Наглядная ситуация, когда «хвост виляет собакой» — новый тренд в маркетинге, весьма успешно эксплуатируемый Apple.
Таким образом, чтобы получить максимальную отдачу от социальных сетей, компаниям необходимо стать максимально прозрачными, мотивировать своих сотрудников на участие в принятии быстрых решений и создать атмосферу доверия и сотрудничества среди акционеров. Это сложно представить в условиях автократии, которая царит в большинстве российских компаний. Если бизнесу нужно получить результаты от маркетинговой активности в социальных сетях, ей придется кардинально изменить свой стиль работы.
Вот 9 способов того, как компании могут подготовиться к переходу от закрытости к активной работе в новом пространстве:
1. Скорость — залог успеха
Социальные сети живут в реальном времени. То, насколько быстро компания реагирует на происходящее в сети, отражает, насколько серьезно она относится к своей работе и своим клиентам. Прошло то время, когда на ответную реакцию на то или иное сообщение в СМИ уходило несколько дней. Сегодня каждый имеет право на свободное выражение собственного мнения и не стесняется этим пользоваться. Как известно, плохие новости распространяются молниеносно, особенно если компания не предпринимает попыток поучаствовать в открытой дискуссии с заинтересоваными сторонами. Именно в социальных сетях и медиа всегда и нередко очень вовремя можно узнать не только, что думает общественность о вашем бренде, но даже о намечающихся тенденциях. Чтобы соответствовать нынешним условиям новых коммуникаций, компаниям необходимо децентрализовать процесс принятия решений и позволить своим сотрудникам быстро и самостоятельно реагировать в условиях стремительно развивающегося пространства.
2. Знайте вашу аудиторию
Социальные сети позволяют предельно сегментировать целевую аудиторию и общаться с ней он-лайн. Иными словами, наладить конструктивный диалог с каждым клиентом. Верный путь — вести страницы не только от лица компании, но для каждого продукта или значимой маркетинговой кампании. При этом есть возможность постоянно увеличивать амплитуду общения, развивая диалог с помощью постоянно обновляющегося инструментария: SEO, TwitterBeep, Twitter Keywords и др.
3. Всегда экспериментируйте
Задача выйти на рынок как можно быстрее или эффективно достичь конкретных результатов подразумевает, что компания берет на себя повышенные риски и более открыта к экспериментам, тестируя в реальном времени, если того потребует ситуация. Возможность проводить исследования с целевой аудиторией, искренне интересующейся вашим брендом, — роскошь еще недавно не слишком доступная. Сама природа социальных медиа дает возможность оперативно и постоянно тестировать и анализировать с помощью опять же целого ряда инструментов, например Twitter Trends. Это значит, что маркетинговые исследования могут вестись постоянно, а не только на предварительном этапе. Другими словами, «готов, стреляй, целься». А теперь еще раз.
4. Больше человечности
Компании, которые стремятся существовать в условиях социальных сетей, должны стать более открытыми. Люди общаются друг с другом, а не с безликой корпорацией. Топ-менеджеры и сотрудники должны являться реальными действующими лицами в бренд-истории компании, где рядовой сотрудник может стать лицом бренда или компании, фигурой весомее руководителя. Как пример, давно существующие отклики на travel-сайтах и форумах. Часто можно увидеть пост «если вы вечером будете в баре гостиницы, обязательно закажите коктейль у Стива (или Володи), он фантастически их готовит!» или «Наташа — менеджер на ресепшн — все устроит. Она решит все вопросы в мгновение ока!»
5. Контент всему голова
Бренды — «звезды» современного бизнеса. Социальные медиа дают фанатам этих «звезд» возможность следить за своими любимцами. Это сообщество в большей степени реагирует на контент (блоги, он-лайн ивенты, видеоролики), а не на привычную баннерную рекламу. Реклама (витринная пассивная коммуникация) уже не играет приоритетную роль в бренд-билдинге, в отличие от контента (активная коммуникация).
6. Деньги — это совсем не все
Социальные сети — великий уравнитель. Там ты такой, какой есть на самом деле, а не кем пытаешься казаться, и маркетинг не сможет припудрить, приодеть и продать товар не того качества и не с теми характеристиками, которые заявлялись. Размер компании и величина ее бюджета больше не являются решающим фактором успеха. Успех воздействия на потребителя не прямо пропорционален затраченным ресурсам.
7. Приглашаются все
Работа в социальных сетях — это не только территория маркетинговых служб, поэтому в он-лайн пространстве должны присутствовать и вносить свой вклад различные структуры компании. Начиная от маркетингового отдела до PR и отдела по работе с клиентами — все могут и должны быть авторами бренд-истории, бренд-успеха компании.
8. Будьте последовательны
Компания не может быть «слегка открытой». Социальные сети должны внедриться в компанию на клеточном уровне.
9. Креативность — новая валюта
Поскольку большие бюджеты не являются решающим фактором успеха маркетинговых программ, на первый план выходит креативность. Просто телеролик — пусть высокобюджетный, с эффектами и известными режиссерами — это уже лениво и не столь эффективно. Как пример, во время телетрансляции популярного сериала Doll House, запустили баннер с живым потоком Twitter, где пользователи могли обсуждать сериал и общаться с ведущей актрисой. Причем этот прием был использован не при первом показе эпизодов, а в повторах — то есть, тем самым, канал повышал рейтинги и лояльность к сериалу, давая зрителю дополнительную информацию о героях, интересные факты об актерах, а самое главное, возможность выразить свое мнение и вступить в диалог в живом эфире.
Burger King: «убей» 10 друзей на своем Facebook и получи купон на бесплатный гамбургер
Burger King в начале этого года провела кампанию с целью поддержки релевантности бренда. Предложение было следующим — «убей» 10 друзей на своем Facebook и получи купон на бесплатный гамбургер.
Небезынтересно то, что «приношение друзей на жертвенный алтарь Burger King» были видны в активном фиде. Вот так сурово.
«Дружба — чувство сильное, но гамбургер — сильнее». Чуть более чем за неделю около 234000 друзей было «уничтожено» и обменено на 19 000 купонов. Результаты поиска в Google дают внушительную цифру — 650 000.
Бизнес-заявления
Маркетинг конкретного индивидуума. Олег Тиньков (olegtinkov), известный своей эпатажностью, достаточно активен в социальных сетях. Его Twitter пополняется почти ежедневными записями (с линка блога).
Модные бутики в Контакте
Владельцы модных бутиков и авторских работ имеют достаточно высокий уровень продаж через свои социальные сети. Дизайнер сумок Нутца Модебадзе говорит, что через свой блог в Живом журнале ее коллекция продается активнее, чем в обычных бутиках. Поклонники Модебадзе, а их 4 000, пристально следят за коллекциями и объявлениями.
«Эльдорадо» — промоакции
«Эльдорадо» совместно с Acer по воскресеньям в отдельных магазинах продавали компьютеры в ограниченном количестве примерно по 10 000 руб. Акция, объявленная в Twitter, позволяла первым ста счастливчикам «забронировать» компьютер, чтобы затем не стоять в очереди в магазине. За час все было «расхватано». Данный пример знаменателен исключительно тем, что подтверждает исключительную лояльность российских Интернет-пользователей и их активность, но не является удачным примером маркетинга. Маркетинговая часть акции была некорректной, занижающей ценность бренда Acer, а логистика и организация привела компанию к скандальной ситуации.
Каждый бренд — история
История бренда создается, развивается, изменяется и передается ... со скоростью звука бесчисленным пользователям Интернета, где голос крупной компании — один из миллионов. А каждый пользователь — выпускающий редактор. И это только начало!