Реклама в социальных сетях. Подводные камни блогосферы
Интернет уже давно и надолго вошёл в жизнь практически каждого современного человека. Сегодня среди десятков тысяч активных пользователей уже вряд ли найдутся те, чей аккаунт не был бы зарегистрирован хотя бы в одной из многочисленных социальных сетей. Livejournal, Odnoklassniki, Vkontakte, Fasebook, Twitter — наверняка эти сайты знакомы практически каждому.
Если верить статистике, то человек, который по-настоящему увлечён Интернетом, ежедневно посещает как минимум 3 основных страницы, главной из которых практически всегда является социальная сеть. И если раньше в качестве стартовой страницы на компьютерах пользователей, в большинстве своём, стояли новостные сайты, то сегодня их потеснила социальная сеть. Появление новых технологий совершило очередное техническое чудо и постепенно превратило интернет из скучной он-лайновой библиотеки в большую и площадку для ежедневного общения сотен тысяч разношёрстных людей.
Несмотря на то, что совсем недавно Интернет отметил свой сорокалетний юбилей, число новых пользователей растёт с каждым днём и всё большее количество свободного времени современный человек предпочитает тратить именно на виртуальное пространство в сети Интернет. Да что там говорить, сегодня в социальной Интернет-среде даже существуют собственные звёзды, так называемые «тысячники» — блоггеры, обладающие не только тысячами виртуальных читателей, но и серьёзным влиянием на умы. Если пост, написанный «тысячником», оказался удачным, вероятность того, что он покинет пределы отдельно взятого блога и, ссылаясь на первоисточник, пойдёт дальше гулять по сети весьма велика. А потому нет ничего удивительного в том, что все маркетологи мира считают сегодня именно социальные сети наиболее удачной площадкой для размещения вирусной рекламы. Ведь воздействуя всего лишь на несколько десятков лидеров мнений пользователей-«тысячников», можно получить доступ к десяткам, а быть может и сотням тысяч потенциальных потребителей.
Однако, как и к любым другим рекламным кампаниям, к внедрению вирусных технологий в социальную сеть также нужно подходить с умом. Не так давно на просторах «Живого журнала» было создано специализированное сообщество, учреждённое водочной маркой «Пшеничная слеза». В качестве приманки для всех официальных членов сообщества устраивались масштабные вечеринки с обилием выпивки и закуски. Сделано это было в надежде на большое количество хвалебных постов и вызов внушительного резонанса в сети. Единственное, что не учли создатели бренда, так это того, что продвинуть торговую марку в Интернете, не прибегая при этом к помощи профессионалов, практически невозможно. В результате модераторы сообщества получили всего лишь около 200 упоминаний названия бренда (для сравнения — число упоминаний в блогах марки «Nemiroff», не проводившей никаких акций в сети, превышало на тот момент 2000), а в Яндексе по запросу «водка» «Пшеничная слеза» оказалась далеко за первой сотней результатов поисков. Подытожив маркетинговую интернет-деятельность компании можно сделать единственный верный вывод: рекламный бюджет был потрачен впустую, а год работы целой команды не дал ожидаемых результатов. Главная ошибка компании состояла в том, что в нужный момент бренд так и не сумел выбрать верную тактику для своего продвижения в Глобальной сети.
Какие подводные камни ожидают торговые марки, решившие осуществлять самостоятельное продвижение товаров и услуг в Глобальную сеть, предлагаем рассмотреть прямо сейчас.
Доверяй, но проверяй!
Каждая компания, собирающаяся продвигать бренд при помощи Интернет, должна помнить: помимо разнообразных маркетинговых приёмов и необычных ходов, социальная сеть имеет ещё одно очень важное отличие от прочих рекламоносителей — здесь всё строится на доверии пользователей друг к другу. Конечно же, продукт, умело распространённый через источник, который пользуется доверием у других пользователей, будет растиражирован в считанные секунды, а рекламная компания даст колоссальный успех, но в погоне за известностью не стоит забывать — у любого доверия есть и обратная сторона.
Зачастую, любая информация, подающаяся в блоге, воспринимается читателями как абсолютно искренняя и правдивая, а потому, если вдруг на блоггера упадёт подозрение в ангажированности, неискренности и меркантильности, доверие моментально лишится не только сам владелец дневника, но и рекламируемый им продукт. Делая выбор в пользу Интернет-маркетинга, следует помнить — среда сетевых интеллектуалов отличается повышенной критичностью, и «вычислят» такого непрофессионального рекламного «деятеля» они очень быстро и легко. Интернет-пользователи довольно свободолюбивы, они не терпят когда их пытаются использовать в корыстных целях, и, как следствие, не прощают обмана ни блоггеру, ни рекламируемой марке. К тому же, очень часто, доверие блоггеров зарабатывается долгими годами общения, а, следовательно, обеспечить хорошую рекламную поддержку продвигаемому бренду, может только живой, пользующийся известностью в Сети человек.
В погоне за тысячником
Заблуждается тот, кто думает, что именно самые читаемые блогеры вызывают наибольшее доверие в массах. В топ блогов очень часто попадают провокаторы, маргиналы, любители картинок и новостей. Количество не всегда означает качество, и в выборе блогеров, на плечи которых будет возложено продвижение бренда, нужно быть предельно осторожным. Степень авторитетности пользователя можно определить, лишь перечитав определённое число его постов и комментариев от читателей блога. Сетевая среда отличается повышенной критичностью и авторитет известных персон не безграничен: публицист не является знатоком электроники, а юморист — экспертом в области автомобилей. В итоге, в случае поспешного и неправильного выбора автора, даже при кажущемся большом охвате аудитории, её отклик на написанные посты может стать ничтожно мизерным.
Для того, чтобы выбрать действительно авторитетных Интернет-деятелей, избежать общения с «ботами» и «виртуалами», агента влияния нужно выбирать «вручную», что, во-первых, является весьма затруднительным, а во-вторых, не даёт никаких гарантий на согласие блоггера принимать участие в рекламной компании ваших товаров и услуг. Однако, если не потратить этого времени, риск того, что реклама будет размещена в дневниках, к которым нет доверия или посетители которых, как и их владельцы, не существуют в природе, увеличивается в несколько десятков раз.
Время — вода, время — песок
Конечно же, вероятность того, что новость, опубликованную в блоге у верно выбранного вами тысячника, прочитает большое количество человек, высока. Но вот шансы на то, что с таким постом моментально ознакомятся все несколько тысяч его читателей куда ниже. Учтите, блоггеры такие же люди, как и вы, а это значит — количество их свободного времени, отведённого для ведения виртуального дневника (не говоря уже об ответах на все полученные комментарии), ограничено. Компания-создатель продвигаемого бренда, должна быть готова к тому, что процесс донесения рекламного месседжа до широкой аудитории может затянуться на довольно длительный срок.
Секрет рекламных постов
По своей сути, скрытая реклама в блогах является продуктом классического Product Placement. Но если над уместностью скрытой рекламы в контексте художественного фильма или сериала задумываются немногие (делая основную ставку на многомиллионную аудиторию каналов), то в случае рекламы в блогах такой метод попросту не сработает. Без учета точного контекста упоминания реклама, размещённая в блоге, будет проигрывать по силю воздействия даже одноразовому показу ролика на заштатном ТВ-канале в весьма неудачное время. Также не стоит ожидать и высокого отклика на рекламное сообщение от всех читателей блога, ведь какое либо сегментирование пользователей по их географии, интересам и хотя бы приблизительному уровню дохода, в данном случае, невозможно, а значит и рекламная информация будет интересной далеко не всем.
Не забывайте, выбирая в качестве рекламной площадки социальную сеть, рекламодатель осознанно отказывается от чётко-структурированной целевой аудитории, а значит нужно быть готовым к любым неожиданностям.
Блогсфера — территория профессионалов
Виртуальную среду общения не взять нахрапом — на этом обожглось уже немало известных компаний. Русскоговорящая Интернет-аудитория обладает слишком высокой степенью критичности, а значит подходить к продвижению бренда с максимальным задействованием социальных сетей, нужно очень и очень осторожно. Не забывайте, блоги — это очень тонкая сфера, эффективно справиться с которой вам могут помочь лишь профессионалы, детально владеющие всеми приёмами интернет-маркетинга. Ну а если выбор сделан правильно — успех вашей рекламной кампании обеспечен.