Яйца – первопроходцы зеленых роботов, или О вреде ссылок внизу мелким шрифтом
Проработав в маркетинге и "близлежащих" областях более 10 лет, я всё больше укрепляюсь в правильности соображения, что любая самая эффективная рекламно-промоутинговая фишка работает до тех пор, пока она не становится массово-тиражируемой, после чего она набивает оскомину рядовому потребителю, в голове у которого вырабатывается некое "противоядие" к попытке повлиять на его сознание "изощренным" методом, принудив его к покупке.
Как иллюстрацию вышесказанного приведу несколько банальных примеров. Всем известен классический принцип психологического анализа ценников: 9,99 – это ещё 9, а 10,01 – уже другой, более весомый порядок величин. Хотя разница – всего в 2 копейки. Да, наверное, лет 30 назад, когда практика цен, оканчивающихся на 99, входила в моду, это и работало. Сейчас нет. Лично я, когда вижу такие цены, автоматом "довожу их до нуля" и уже после этого начинаю анализ выгодности предлагаемого мне товара. Судя по моим экспериментам с ценами на софт, которые я проводил, работая начальником отдела маркетинга одной софтверной компании лет 5 назад, аналогичный "калькулятор" работает в голове у большинства рядовых потребительских масс. Разделяя базу рассылки на две части и предлагая части покупателей товар по 7,10, а другой части по 6,99, я не обнаружил ровно никакой разницы в продажах. Просто 0. Не работает! Все! Потому что приелось.
Можно привести и массу других похожих примеров. При этом массы не вполне "башковитых" маркетологов продолжают использовать набившие оскомину методы продвижения. Просто потому, что "нас так учили в школе". И потому что учили, как делать, но не учили, зачем и как проанализировать эффективность сделанного. Но это не самое страшное из области "маркетинговых инициатив", что окружает современного покупателя.
Все чаще методы, которые используют компании для "развода" доверчивых масс "леммингов" (выражение одного знакомого IT-журналиста) становятся настолько изощрёнными, что подчас переходят грань элементарной этичности.
Хорошо, когда результат ограничивается лишь тем, что вызывает отторжение продуктов и услуг компании у покупателя. Скажем, была такая привычка ставить рядом с ценой звездочку, а внизу мелко-мелко делать сноску – "Без НДС". При том, что компания предоставляет услуги только в B2C-секторе и за кэш. Спрашивается, что я, как покупатель должен чувствовать, когда вместо 1000 рублей с меня с какого-то перепуга берут 1180? Разница, в общем, не такая уж критичная. Но второй раз в такое место "тонкого развода" мне вряд ли захочется приходить. Осадочек, как говорится, остался.
Из той же серии пошла мода на своеобразную рекламу операторских тарифов. 1 звонок – 1 рубль. И ниже мелко-мелко (так, что без лупы не разобрать): "Только для граждан Таджикистана возрастом от 18,5 до 21,5 лет, по 5 числам месяца, приходящимся на воскресенье в високосные годы". Один раз лемминги, конечно, клюнут и перейдут на новый "клёвый тариф", перейдут и два раза, и три. Потом набьёт оскомину, а осадочек неоднократной "разлоховки" останется. Да и это ещё не самый болезненный для общества вариант.