Социальные сети - новый инструмент зомбирования?
Кто же занимается «зомбированием», то бишь управлением массовым сознанием? Специалисты новой формации, социальные маркетологи. А используют они для такой работы СМИ нового типа - социальные медиа (сети, блоги).
Итак, продолжим обсуждение причин несовершенства нашей с вами общей жизни. Ситуация с застарелыми, все никак не решаемыми проблемами нашего общества замечательно точно описывается словами известной песенки про «остров Невезения» из к/ф «Бриллиантовая рука»: «Что б они ни делали - не идут дела...»
Причина хождения по кругу, повторения одних и тех же проблем - незрелость нашего общества, его «детскость» (инфантильность и патернализм), склонность (или даже добровольное стремление) массы людей к социальному «послушанию». Так было в старое, советское время - на моей памяти, лет 20 и более назад. И то же самое состояние общества повторяется в последнее время - состояние, благодаря которому большими массами людей легко манипулировать. Отличие только в том, что если в «старое» время людьми старались манипулировать в целях идеологических, то теперь - все чаще в целях коммерческих, как будто бы манипулировать от слова «мани» (не от лат. Manus - рука, а от англ. money)
Вновь, как и 20 лет назад, наше общество становится более восприимчивым к манипуляциям массовым сознанием. Можно сказать, массовому внушению - или, в просторечном изъяснении, «зомбированию». При этом осуществляется оное идеально просто. На самом деле, не нужно ни массовых, чуть ли не общенародных «чудотворных» гипнотических (хоть Кашпировский, как мы с вами уже обсуждали, и возвращается на телеэкран). Ни таинственного «психотронного оружия», которое существует в навязчивых и бредовых мыслях завсегдатаев душелечебных учреждений (настоящих и будущих, пока еще не нашедших своих докторов).
Наше главное «психотронное оружие», как я и писал раньше - это СМИ. Со временем, в разные периоды истории, меняется только формат наиболее манипулятивных СМИ. Например, 100 лет назад в этой роли наиболее успешно выступала... газета «Искра». В 30-е годы - кино, как «важнейшее из искусств» для тогда еще малограмотной страны. В конце прошлого века - несомненно, ТВ. Сегодня же - Интернет, разнообразные неформальные СМИ.
Конечно, "зомбирование" - термин условный, не научный, но смысл его очевиден: это скрытое внушение. Проще говоря, навязывание людям некоторых представлений в обход логики внутренней критики, для мотивации конкретных действий.
Кто же занимается «зомбированием», то бишь управлением массовым сознанием? Специалисты новой формации, социальные маркетологи. А используют они для такой тонкой «психохирургической» работы по перекраиванию сознания общества особые инструменты, СМИ нового типа - социальные медиа (сети, блоги). Формально подобная технология скрытой «промывки мозгов». Виртуального «зомбирования» называется Social Media Marketing, или сокращенно SMM (подробно см. в моей книге о психологии блогосферы)
Аббревиатуру «СММ» сами социомедийщики и Интернет-маркетологи цинично-иронично расшифровывают как «Садо-Мазо-Маркетинг». Почему цинично? Имеется в виду, что корыстные манипуляторы жестоко (моральный садизм!) издеваются над пользователями социальных медиа (блогов в том числе!), их используют - а ничего не подозревающие юзеры еще и наивно получают удовольствие от оного процесса (виртуальный мазохизм).
Скажите честно, признайтесь хотя бы сами себе - сталкивались ли Вы с подобным?