Sequoia теряет корни: знаменитый венчурный фонд не хочет вкладывать в стартапы
Самый, пожалуй, знаменитый в Кремниевой долине фонд Sequoia Capital меняет профессию. Он сокращает вложения в стартапы и открывает новые направления: собственный хедж-фонд и инвестфонд, устроенный по примеру университетских эндаументов. Sequoia всегда был тренд-сеттером на рынке венчурных инвестиций, так что не исключено, что скоро за ним потянутся остальные. Грядет ли конец эпохи венчурного капитализма, выясняет колумнист журнала Fortune Адам Лашински
Год назад венчурный фонд Sequoia Capital попросил компании, чьи акции входят в его портфель, сократить расходы в связи с кризисом. Тогда указаний Sequoia послушались даже такие успешные компании как LinkedIn и Zappos.com.
Решение фонда стало сигналом для всего рынка: когда информация о нем утекла в СМИ, свои бюджеты сократили многие стартапы, не финансируемые Sequoia. Это — очередное свидетельство влиятельности фонда в Кремниевой долине и не только. За 35 лет своего существования Sequoia помог вырасти таким гигантам как Atari, Apple, Cisco, Yahoo и Google. Если даже он готовится к худшему, значит и нам пора, так думали стартаперы и инвесторы.
Но Sequoia затеял двойную игру: с одной стороны он просил свои компании быть поэкономнее, с другой сам активно расширялся и наращивал расходы. В течение всего 2008 и в начале это года Sequoia пробовал себя на незнакомых рынках, нанимал профессиональных инвесторов для создания хедж-фондов и группы по управлению активами, основанной на том же принципе «сохранения целевого капитала», что и университетские эндаументы.
Представители Sequoia мало говорили об этих проектах на публике. И на то были веские причины: как хедж-фонд, так и эндаумент пока что не очень успешны. Новым проектам не только не удалось привлечь достаточно внешних инвесторов, они не смогли даже удержать многих известных сотрудников, пришедших в фонды в момент их основания.
За бизнес-проектами Sequoia стоит другой, более тревожный вопрос: что говорит стремление ее руководства выйти на новые рынки, где у фонда нет никого опыта работы?
Есть ли еще у Sequoia вера в отрасль венчурного финансирования, которую сама же компания помогла создать? Венчурные фонды охватил страх — раз уж Sequoia бежит с корабля, значит лучшие дни отрасли позади.
Sequoia не единственный венчурный фонд, который отходит от своих корней. Так фонд Kleiner Perkins переключился с посевных и венчурных инвестиций на вложения в «развитие» и альтернативную энергетику. Фонд New Enterprise Associates дорос до таких размеров и управляет таким количеством миллиардов долларов, что назвать его просто венчурным фондом сложно. Да и сам Sequoia уже давно разрослась по планете: у нее есть филиалы в Израиле, Индии и Китае.
Самое удивительное в последнем проекте Sequoia — это та агрессивность, с которой фонд пытается выйти за рамки стратегии, сделавшей его успешным. Sequoia появился в 1972 году как филиал Capital Group, легендарной компании по управлению фондами из Лос-Анджелеса.
И почти три десятилетия Sequoia придерживался в основном венчурных инвестиций. Известность компании росла, но она оставалась достаточно небольшой и специализированной. Она вкладывала деньги в маленькие, рискованные компании технологического профиля, а размер венчурных фондов компании оставалась в пределах $400 миллионов — куда меньше, чем могли собрать конкуренты. Но такой подход ограничивал прибыльность фонда и доход его руководства.
Если верить инсайдерской информации, несколько лет назад партнеры Sequoia — в первую очередь Мориц и Даг Леоне — решили, что если компания хочет выжить в будущем, ей необходимо расширять деятельность.
Прошла золотая эпоха венчурных фондов с ее простыми способами «выхода» из портфельных компаний: больше не будет сверхуспешных IPO или продаж стратегам.
Более того, руководство компании заработало огромное количество денег и было недовольно тем, как ими управляли профессионалы в области инвестиций и private banking.
В 2008 году Sequoia сделала первый ход: компания наняла Майкла Беквита, опытного менеджера хедж-фондов из даллаской фирмы Maverick Capital, и Эрика Упина, директора по инвестициям Стэнфордского университета.
Планировалось включить в сеть Sequoia два новых источника капитала — предпринимателей, которым Sequoia помогла разбогатеть, инвесторов, которые уже участвовали в фондах Sequoia, ну и само руководство компании.
Хуже времени для выхода на рынок не придумаешь, ведь расширение Sequoia совпало с финансовым крахом по всему миру. Капитал привлечь было практически невозможно. А раз нет капитала, нет и управляющих: компанию покинули Беквит и Упин. Первый вернулся на старую работу, а второй ушел в Makena Capital — уже существующий многомиллиардный фонд, основанной на той же самой эндаумент-стратегии, к которой стремился Sequoia.
Sequoia не отказывается от своей мечты, говорят источники, близкие к компании. Но компания поумерила амбиции. Ранее в этом году фирма отказалась от модного офиса в центре Сан-Франциско, купленного для сотрудников Heritage, и сдала его в аренду юридической конторе.
Основной бизнес Sequoia в этом году показали смешанные результаты. С одной стороны, было несколько хороших выходов: производитель батареек A123 Systems провел IPO, его капитализация составила два с лишним млрд долларов. Amazon.com купил Zappos.com, а Cisco приобрела производителя видеокамер Pure Digital за $590 млн. Успешно складывается ситуация и в LinkedIn: инвесторы оценили компанию в миллиард долларов.
Но последнему венчурному фонду Sequoia не хватает того задора, которым известна компания. Некоторые вложения выглядят многообещающе — например, компания по рекламе в мобильных телефонах AdMob или компания-создатель интернет-контента для женщин Sugar Publishing. Другие вложения менее удачны, например, мультимедийные компании Imeem и Joost.
Стоит отметить, что Sequoia просмотрела главные интернет-сенсации последних лет — Facebook и Twitter. Обе эти компании, похоже, принесут огромные доходы своим инвесторам.
Как обычно, в Sequoia не поддаются панике. В сентябре компания пригласила группу дружественных предпринимателей и партнеров по инвестициям, чтобы рассказать им о том, как развивается компания. Мориц рассказал, что Sequoia продолжит финансировать небольшие, рискованные предприятия в сфере высоких технологий, и почти не упоминал новые фонды. Кто бы мог подумать, что самое рискованное вложение компании Sequoia окажется в саму себя?
Источник: http://www.unova.ru/
Facebook выплатил охотникам за уязвимостями $40 000
Соцсеть Facebook за три недели после запуска программы, предусматривающей денежные вознаграждения пользователям за найденные дыры в системе безопасности ее сайта, выплатила более $40 тысяч.
Google закрывает компанию, купленную за $228 млн
Компания Google приняла решение упразднить разработчика социальных приложений Slide, покупка которого около года назад обошлась ей в $228 млн.
Google сворачивает два веб-сервиса
Компания Google объявила о закрытии двух своих проектов Google Health и PowerMeter, поскольку оба продукта оказались не столь популярными, чтобы осуществлять их дальнейшую поддержку.
Мобильные приложения затягивают больше, чем интернет
Результаты нового исследования показывают, что мобильные приложения стали отнимать у пользователей больше времени, чем веб-сайты.
Сайт для красивых пережил страшный набег
Закрытое сообщество красивых людей BeautifulPeople.com подверглось атаке вируса, вследствие чего сайт заполонили десятки тысяч страшил.
[ Все новости ]