Интернет-СМИ Рунета: растет интерес к альтернативным СМИ и новостным агрегаторам
RUметрика приводит очередное исследование сектора интернет-СМИ, основанное на результатах собственного онлайн-опроса, данных рейтинга Рамблер ТОП100, новостных сервисов Rambler, Yandex и отчётов ряда других аналитических компаний. Предметом исследования стали аудитория сайтов, охват и количество онлайн-СМИ, интересы пользователей, а также объёмы рынка онлайн-СМИ. Исследование охватывает период с августа 2008 по август 2009 года.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СЕКТОРА ИНТЕРНЕТ-СМИ
- 5,22 млн. человек посетили новостные сайты в августе 2009 года в среднем за сутки, что на 20% больше, чем год назад
- 93,3% пользователей интернета интересуются новостями по всему миру, российскими – 42,9%
- Популярность чтения новостей в полнотекстовом формате в сети за полгода уменьшилось на 15%
- Выросла популярность альтернативных источников информации - новостных агрегаторов (на 131%), блогов (на 92%), e-mail подписок (на 100%), RSS (на 28%). Так же на 29% выросла доля смотрящих новостные ролики онлайн, на 9% – слушающих подкасты
- 86,5% интернетчиков читают новости на двух и более сайтах, из них 3,7% черпают информацию более чем из 10 источников
- Сейчас в секторе СМИ насчитывается 3800 сайтов, что на 400 сайтов больше, чем в феврале 2009 года
- Каждый будний день в Рунете появляется минимум 36 тыс. сообщений СМИ, по выходным - 9 тыс.
- Посещаемость основных ресурсов сектора с февраля по август 2009 года увеличилась на 15-20%
- Наиболее перепубликуемыми новостями являются ключевые темы: в августе ими стали авария на СШГЭС и захват судна Arctic Sea
- Кроме новостей о катастрофах, экономических и политических тем наиболее обсуждаемыми остаются новости шоу-бизнеса, крупные скандалы
- На фоне спада рекламных бюджетов в 1 полугодии 2009 только интернет продемонстрировал прирост на 5%
- Глобальные доходы отрасли онлайн-СМИ по итогам 2009 года сократятся на 3,9% до уровня 1,35 трлн. долларов, рост начнётся не ранее 2011 г.
- В 2013 году потребители станут тратить 20% бюджета на СМИ, в т.ч. на доступ к интернет-СМИ
АУДИТОРИЯ ИНТЕРНЕТ-СМИ И ЕЁ ИНТЕРЕСЫ
Согласно данным Рамблер ТОП100, среднесуточная аудитория новостных ресурсов за год выросла на 20%. Августовский показатель посещаемости – 5,22 млн. человек в сутки.
С октября по апрель аудитория новостных ресурсов в сети постепенно увеличивалась и достигла 5,49 млн., после чего начала постепенно снижаться, как это традиционно происходит с посещаемостью большинства онлайн секторов в сезон каникул и отпусков. Сектор онлайн-СМИ отличает нелинейное снижение посещаемости, т.е. периодические взлёты и падения, связанные с появлением тех или иных важных / интересных новостей.
Что касается интересов пользователей, обращающихся к интернет-СМИ, то, по данным онлайн-опросов, проведённых RUметрикой в феврале и августе 2009 года, респонденты ещё с большим интересом стали обращаться к новостям со всего мира (93,3% против 84,8%). А вот доли пользователей, интересующихся российскими либо ещё более локальными новостными сообщениями, стали меньше.
Новостями со всей России, региональными и районными событиями стали интересоваться в сети меньше примерно на треть, городскими – вполовину меньше. Причём если в начале года интересующихся общероссийскими и локальными новостями было примерно в 1,5 раза больше, чем новостями со всего мира, то по показателям августа заинтересованных в российских и прочих локальных новостях вместе взятых насчитывается примерно на 1/5 меньше.
Отчасти мы можем объяснить это тем, что с течением кризиса россияне приучились больше обращать внимание на дела за рубежом, стараясь прогнозировать местную ситуацию, отчасти тем, что популярные у пользователей источники новостей в первую очередь представляют общую картину событий во всём мире, нежели отдельно по стране, региону, городу и т.п.
Причём за рассматриваемые 6 месяцев, несмотря на то, что традиционные новостные сайты лидируют по количеству посетителей, их доля снизилась на 15%. Зато увеличилось число читающих заголовки и новости на новостных агрегаторах (+131%), в блогах (+92%), а также по подписке через e-mail (+100%) и в RSS лентах (+28%). Иными словами, популярность (и известность) новостных агрегаторов растёт, блоги всё чаще воспринимаются как особый вид СМИ, а разного рода подписка (e-mail, RSS) - облегчает сбор и чтение новостей. Тем более что, согласно опросу RUметрики, почти треть пользователей сети регулярно просматривают 4 и более новостных ресурса, по 2 и 3 новостных ресурса – более чем по четверти аудитории.
Количество ресурсов, с которых пользователи
сети регулярно читают новости
Есть данные о 3,7% интернетчиков, обращающихся более чем к 10 источникам при чтении новостей. Только один источник новостей удовлетворяет 13,5% пользователей сети. Тем самым подтверждается распространённая гипотеза о том, что пользователи сети предпочитают собирать новости из многих источников, сравнивая различные данные и составляя более полную картину происходящего. Причём доля читающих полнотекстовую информацию постепенно уменьшается, тогда как смотреть новостные ролики онлайн за полгода пользователи стали больше на 29%, слушать подкасты – на 9%.
САЙТЫ ИНТЕРНЕТ-СМИ
Согласно данным Рамблер ТОП100, в середине сентября количество активных сайтов сектора «СМИ и периодика» превысило отметку в 3800 ресурсов, что примерно на 400 ресурсов больше, чем полгода назад.
Количество сайтов категории «СМИ» в Рунете
В среднем, по данным службы Яндекс.Новости, каждый будний день в Рунете появляется минимум 36 тысяч сообщений СМИ, каждый выходной — порядка 9 тысяч. В бумажном варианте такой объём занял бы 10 тысяч страниц без картинок. Впрочем, порядка 20% новостного потока, согласно исследованию, копируются из других изданий без изменений.
В среднем сетевое СМИ в будний день выпускает 16 новостей, в выходные – 4. Причём различные интернет-СМИ выпускают разное количество сообщений в единицу времени. Так, по данным сервиса «Рамблер-Новости», РосИнвест.Ком и Чемпионат.ру отправили порядка 11,5 тыс. сообщений каждый, обойдя РИА Новости, опубликовавшие под 10 тысяч новостей.
По данным Рамблер ТОП100 посещаемость основных ресурсов сектора с февраля по август увеличилась на 15-20%. Причём есть сайты, посещаемость которых возросла в несколько раз (GZT.ru +339%, «Свободная пресса» +280%), а также ресурсы, у которых изменения посещаемости за полгода оказались отрицательными (Newsru.com -16%, REGNUM -20%, Правда.ру -8%).
ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОВОДЫ В РУНЕТЕ
Что касается наиболее обсуждаемых и публикуемых новостей, то август традиционно считается месяцем техногенных катастроф и минувший август не стал исключением. 4 из 10 наиболее часто перепубликуемых новостей были посвящены аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, также в десятку попали новости о захвате Arctic Sea (2 шт.), теракте в Ингушетии, авиакатастрофе накануне авиасалона МАКС 2009. Под 1000 перепубликаций было сделано новости о смерти россиянки от «свиного гриппа» и около 700 – о похоронах Сергея Михалкова.
При этом рейтинг наиболее читаемых новостей несколько отличается от рейтинга публикуемых информационных сообщений. Несмотря на то, что новостные порталы устраивали ажиотаж вокруг политических, экономических тем и информации о катастрофах, пользователи не забывали новости культуры, скандалы шоу-бизнеса и не только.
Аварии на СШГЭС посвящено 2 наиболее читаемые новости. Пользователям еще были интересны сообщения о захвате Arctic Sea, авиакатастрофе накануне МАКС 2009 и смерти Сергея Михалкова, Таким образом, далеко не всегда наиболее распространяемая информация оказывается самой обсуждаемой: в данном рейтинге ровно половина новостей совпадает и половина – расходится в своей значимости в восприятии СМИ и интернет-аудитории.
ДОХОДЫ СЕКТОРА ОНЛАЙН-СМИ
Как сообщает британское издание о рекламе Brandrepublic, на совещании Ассоциации американских газетных издателей CEO Google Эрик Шмидт предложил владельцам издательских домов использовать возможности Интернета для увеличения доходов компаний в кризисное время. Эту идею поддержал и глава News Corp. Руперт Мердок: в интервью Reuters он высказал предположение о том, что платное распространение контента может помочь издателям выжить в непростое время. Однако в России, по версии экспертов, подобная модель вряд ли приживётся.
Аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова считает, что модель распространения, предусматривающая плату за онлайн-контент, может сработать только на развитых рынках США и Европы, где пользователи привыкли к платным сетевым сервисам и имеют развитую инфраструктуру оплаты услуг. В России же платных сервисов крайне мало, ещё меньше среди них пользуются успехом. «В нашей стране на продаже контента много не заработаешь, а аудитория может сократиться в несколько раз, — подчёркивает эксперт. — И дело тут не только в привычке к получению бесплатной информации — у нас слабо развиты платежные механизмы, многие пользователи не умеют платить через Интернет или не имеют такой возможности. Для нашей страны сделать онлайн-СМИ платным — значит загубить проект».
На сегодняшний момент основным и наиболее надёжным источником дохода у онлайн-СМИ является реклама. По данным отчёта АКАР в 1 полугодии 2009 года только интернет продемонстрировал рост рекламных бюджетов (+5%). Конечно, этот прирост не сравним с уже ставшими нам привычными 60-70% ростом в рассматриваемом секторе, однако не фоне массового спада он впечатляет.
Согласно отчёту-прогнозу «Global Entertainment and Media Outlook 2009-2013», подготовленному PricewaterhouseCoopers (PwC), глобальные доходы отрасли онлайн-СМИ по итогам 2009 года вероятнее всего сократятся на 3,9% до уровня 1,35 трлн. долларов. Снова расти они начнут предположительно в 2011 году и к 2013 году достигнут объема примерно в 1,6 трлн. долларов.
В докладе отмечается, что наибольшие потери ждут рекламный бизнес: только в 2009 году спад может составить 12,1% до уровня 421 млрд. долларов. Причём суммарные траты населения на телевидение, радио, печатные и онлайн-СМИ сократятся на 1,2%, до 706,8 млрд. долларов. По мнению аналитиков PwC, добиться роста в период до 2013 года смогут лишь те, кто в состоянии распространять свой контент в цифре и на коммерческой основе. Согласно их предположениям, в 2013 году потребители станут тратить уже 20% бюджета на СМИ и доступ к интернет-СМИ в том числе.
Чётких прогнозов о доходах онлайн-СМИ в России аналитики пока давать не берутся в том числе из-за озвученного ранее ограничения по возможностям оплаты, плюс привычки среднего интернет-пользователя искать и находить бесплатный контент. Тем более что с закрытием части или всего контента под оплату ресурс, как правило, лишается большинства рекламодателей, предпочитающих массовые бесплатные сайты. В такой ситуации риск потерять всё (и читателей, и рекламодателей) остаётся велик – потому о развитии именно платного новостного контента в Рунете на данном этапе речь не идёт.
Источник: http://rambler.ru
Facebook выплатил охотникам за уязвимостями $40 000
Соцсеть Facebook за три недели после запуска программы, предусматривающей денежные вознаграждения пользователям за найденные дыры в системе безопасности ее сайта, выплатила более $40 тысяч.
Google закрывает компанию, купленную за $228 млн
Компания Google приняла решение упразднить разработчика социальных приложений Slide, покупка которого около года назад обошлась ей в $228 млн.
Google сворачивает два веб-сервиса
Компания Google объявила о закрытии двух своих проектов Google Health и PowerMeter, поскольку оба продукта оказались не столь популярными, чтобы осуществлять их дальнейшую поддержку.
Мобильные приложения затягивают больше, чем интернет
Результаты нового исследования показывают, что мобильные приложения стали отнимать у пользователей больше времени, чем веб-сайты.
Сайт для красивых пережил страшный набег
Закрытое сообщество красивых людей BeautifulPeople.com подверглось атаке вируса, вследствие чего сайт заполонили десятки тысяч страшил.
[ Все новости ]