Кто на что учился. Мобильные операторы борются за рынок широкополосного доступа
На 46 млн. украинцев приходится более 55 млн. активированных мобильных номеров. За десять лет операторы инвестировали в свои сети свыше 7 млрд. долл. — по 130 долл. на абонента. Однако средний пользователь мобильной связи платит оператору менее пяти долларов в месяц. Надежды на изменение ситуации связаны сегодня с конвергенцией услуг. Операторы хотят продавать абонентам не только голосовую мобильную связь, но и доступ в Интернет, проводную телефонию, а также цифровое телевидение — так называемые Triple Play и Quadro Play. С этой целью они сегодня активно интересуются рынком широкополосного доступа в Интернет (ШПД). Однако у них не всегда получается эффективно играть на новом для них поле — правила-то другие.
Оппортунистические инфекции рынка
Уровень проникновения мобильной связи в Украине достиг 120%. Рост абонентской базы прекратился. Новых абонентов не будет. Вовсю идет борьба за переток старых. Немаловажным конкурентным преимуществом при этом продолжают оставаться бесплатные внутрисетевые звонки, которые фактически «съедают» ARPU — среднемесячный доход от одного абонента.
Для противодействия этому операторы проводят так называемую оптимизацию абонентской базы — постепенное отсеивание неактивных номеров. Общее количество абонентов и «Киевстара», и «МТС» каждый месяц немного уменьшается. Но чем меньше абонентов, тем выше ARPU оставшихся — доходы делятся на меньшее число. В результате во втором квартале 2009 года большинство операторов отчитались о том, что снижение ARPU прекратилось. Хотя на самом деле ситуация осталась такой же, как и прежде: абоненты говорят дольше, однако платят при этом меньше.
Проблема взаиморасчетов операторов за трафик — также отзвук конкурентной борьбы в условиях насыщения. Операторы пытаются «замкнуть» трафик внутри своих сетей. При этом крупные операторы находятся в более выгодном положении, заставляя мелких переплачивать за доступ на свои сети и опуская их и без того низкие финансовые показатели. Что не может не вызывать протестов последних.
Душераздирающие показатели
Финансовые показатели мобильных «малышей» — life:) и Beeline — характерная иллюстрация всех кризисных тенденций на рынке телекоммуникаций. Так, чистый убыток life:) во втором квартале 2009 года составил 19,6 млн. долл. Для сравнения: во втором квартале 2008-го он равнялся 18,7 млн. долл., а за весь 2008 год — 326,5 млн. Несмотря на то, что абонентская база компании выросла — с 10 млн. во втором квартале 2008-го до 11,7 млн. за тот же период 2009-го, показатель ARPU упал за это время с 3,8 до 2,5 долл. Именно столько тратит ежемесячно на связь средний абонент life:), приученный к бесплатным внутрисетевым звонкам.
Украинский Beeline несколько улучшил свои финансовые показатели благодаря слиянию с прибыльным «Голден Телекомом», однако их мобильная составляющая не блещет. На конец первого квартала 2009-го (последние опубликованные данные) компания обслуживала 1,9 млн. абонентов, при этом их количество с начала года уменьшилось на 200 тыс. ARPU составлял около 5 долл. Чистый убыток компании за 2008 год достиг 1,321 млрд. грн., что более чем в 20 раз больше, чем в 2007-м.
Для сравнения: средний ARPU в Индии составляет 6,4 долл., в Танзании — 4 долл. По мнению зарубежных
экспертов, изучающих рынки мобильной связи развивающихся стран, предельное значение ARPU, при котором оператор может выстроить безубыточную бизнес-модель при приемлемом качестве сети, — 6 долл.
Страдают от кризиса не только мобильные «малыши». По данным Госкомстата, за первый квартал 2009 года объем выручки всех участников рынка мобильной связи сократился на 27%. Если считать в долларовом эквиваленте, то к этому добавится и курсовая разница. Это отодвигает возврат инвестиций операторов на еще более дальнюю перспективу. Например, «Киевстар» с момента выхода на рынок вложил более 3 млрд. долл. «МТС» в 2006—2008 годах вложил в инфраструктуру 2,7 млрд.
долл. «Астелит» с момента запуска проекта вложил в развитие около 1 млрд.
долл. Российский Beeline, покупая «Украинские радиосистемы», намеревался инвестировать 500 млн. долл. А впереди — покупка 3G-лицензий, стоимость которых может достичь сотен миллионов гривен.
Новые возможности...
Кризис считается лучшим временем для слияний и поглощений. Еще в период экономического роста крупные операторы фиксированной связи начали скупку мелких компаний по регионам, имеющим потенциал роста и абонентскую базу. Так родились такие гиганты, как «Вега» (бывшая «Оптима» — «Фарлеп») и «Датагрупп».
Крупные мобильные операторы с такими покупками не спешили. Там задумались об этом только сейчас, заинтересовавшись выходом на рынок ШПД. Сейчас как раз подходящее время для скупки: то, что раньше оценивалось в миллионы долларов, можно купить за сотни тысяч. Однако не все оказались к этому готовы: одни — в силу значительного удорожания кредитных ресурсов, другие — из-за субъективных сложностей работы исполнительной вертикали.
А побороться есть за что. По данным iKS-Consulting на первый квартал этого года, количество абонентов ШПД составило чуть менее 2 млн. — это лишь 8,5% населения. При этом общий объем доходов этого рынка за первый квартал, по оценкам той же iKS-Consulting, превысил 500 млн. грн., или 250 грн. на абонента! Вот где кроется реальный потенциал роста.
…и проблемы их реализации
Крупные мобильные операторы — это малоповоротливые бюрократические структуры, и принятие управленческих решений в них — процесс небыстрый. Осложняется дело тем, что ранее этот бизнес — развитие фиксированных линий связи, пакетирование услуг, прокладывание оптики — был для «мобильщиков» непрофильным. Соответственно, менеджмент среднего звена крупных мобильных операторов до конца не знает нюансов этой работы.
В «МТС» решения об инвестировании и освоении самих инвестиционных средств осуществляются под контролем московского офиса. Оперативности это не добавляет. К тому же в компании не скрывают, что готовы к политическому решению о покупке их главным акционером — российской «Системой» — убыточного «Укртелекома», который, тем не менее, владеет мощнейшей первичной сетью, обслуживает 668 тыс. высокодоходных абонентов ШПД, а также обладает единственной на украинском рынке лицензией на связь третьего поколения в стандарте UMTS.
В «Киевстаре» ситуация сложнее. Конфликт акционеров вошел в тихую фазу, но не разрешился. Тем не менее и руководство, и норвежские акционеры сходятся в том, что ШПД, интернет-телевидение IPTV и IP-телефония являются приоритетами для компании. В начале минувшего года в «Киевстаре» даже появился директор по управлению и развитию продуктов, в задачи которого, в числе прочего, входит и развитие фиксированной связи, 3G и ШПД. Им стал Виталий Ворожбит, принимавший участие в проектировании беспроводного ШПД-проекта еще в «УМС», а позже начавший реализовывать его в «Телесистемах».
Однако, несмотря на данный акционерами зеленый свет и наличие бюджета в несколько сот миллионов долларов, никаких серьезных действий по развитию этого бизнеса пока не предпринято. Причина — в самой компании, похоже, нет четкого видения путей реализации этих стратегических планов. В своих интервью директор по управлению и развитию продуктов то говорит, что нужно строить свою фиксированную сеть по технологии FTTB, то уже допускает покупку действующих операторов фиксированной связи с построенными сетями и лояльными абонентами.
Сегодня планы снова меняются — на сей раз в сторону построения своей сети. Однако тендерные процедуры по выбору подрядчика и закупке оборудования приостановлены. Участники рынка в кулуарах активно обсуждают сокращение инвестиционных фондов «Киевстара». Из запланированных на 2009 год 300 млн. грн. ожидается освоение не более 200 млн. В результате сокращается и анонсированная сумма инвестиций на следующий год: предполагалось 1,3 млрд. грн., а сегодня рассматривается цифра в 800 млн.
Между тем акционеры компании — российская «Альфа» и норвежская «Теленор» — не побрезговали в разгар финансового кризиса выбрать дивиденды, заставив «Киевстар» выйти на межбанк на пике падения национальной валюты с покупкой долларов на общую сумму в 1,9 млрд. грн.
А на первое место по темпам развития ШПД выходит аутсайдер рынка мобильной связи Beeline, точнее, то его подразделение, которое еще недавно было «Голден Телекомом». Благодаря одной из современнейших ШПД-технологий FTTB («волоконно-оптический кабель в каждый дом»), а также подобравшейся команде, компания уже обслуживает 68 тыс. абонентов и заработала в первом квартале 215 млн. грн. — больше, чем ее доходы от мобильной связи.
Битва за 3G и 4G
В понедельник, 14 сентября, межведомственная комиссия по вопросам конверсии одобрила план выделения частот 1,9—2,1 ГГц для стандарта мобильной связи третьего поколения, который не предполагает каких-либо компенсаций Министерству обороны, владеющему этими частотами. Ранее военные просили за частоты 2,5 млрд. грн., операторы были готовы заплатить 600 млн.
Впрочем, инициативу Кабмина и НКРС, скорее всего, заблокирует президент, да и само правительство вряд ли вдохновится идеей не получить за частоты вообще ничего. Так что, по сути, решение межведомственной комиссии — это лишь способ ускорить согласие военных на деньги, предложенные операторами. О чем свидетельствует и дальнейшее развитие событий.
22 сентября НКРС назначила дату первого конкурса по выделению 25-мегагерцной полосы частот в диапазоне 1,9-2,1 ГГц для стандарта мобильной связи третьего поколения. Он состоится 27 ноября. Стартовая стоимость лицензии составит 500 млн. грн. Всего планируется продать операторам четыре такие полосы.
На сегодняшний день единственную лицензию на связь третьего поколения в Украине имеет «Укртелеком», получивший ее, мягко говоря, нерыночным способом — путем откровенного лоббирования его интересов государством. Счастья это ему не принесло: несмотря на люфт во времени, компания обслуживает всего чуть более 300 тыс. абонентов. Злые языки поговаривают, что большая часть из них — сотрудники «Укртелекома» и члены их семей...
Тем не менее, сети «МТС» и «Киевстара» уже почти готовы к вводу 3G сразу после получения лицензий. В состав оборудования существующих базовых станций включены соответствующие стойки, и UMTS может быть запущена лишь их включением.
А в Украину уже пришло четвертое поколение связи — 4G-проект в стандарте WiMAX 802.16e запустил оператор «ФрешТел». Хотя это, конечно, нельзя назвать полноценной мобильной связью: покрытие — только в центре города, сигнал почти не ловится в помещениях.
Но на подходе — LTE, полноценный стандарт мобильной связи четвертого поколения, который можно будет разворачивать на уже существующих сетях — простым дополнением оборудования. По техническим возможностям — это самый быстрый ШПД, только мобильный. Его появление ожидается уже в следующем году, и оно полностью изменит телеком-рынок. И если наши крупные операторы будут все так же неповоротливы, то не исключено, что память о них останется только в учебниках истории.
Источник: http://www.zn.ua
На сайты газет заходят более 1/3 интернет-аудитории США
Несмотря на то, что индустрия реклам в печатных изданиях испытывает глубочайший кризис, а тиражи самых разных изданий (и газет, и журналов) постоянно сокрашаются, трафик на сайты американских газет за последние пять лет значительно вырос.
Strategy: мировой рынок онлайновой рекламы за квартал вырос на 0,6%
Исследовательские компании не могут единогласно оценить, происходит ли на рынке онлайновой рекламы рост или падение.
Расходы на рекламу в социальных сетях выросли на 119%
Более чем удвоились за год и расходы на рекламу в социальных сетях и блогах - с $49 млн в прошлом году до $108 млн сейчас. Таким образом, среди всей онлайн-рекламы доля, приходящаяся на такие сервисы, выросла с 7% до 15%.
Спамеры зарабатывают на "Виагре" $6 тысяч в день
На спаме, посвященном поддельным медицинским препаратам (псевдовиагре и биодобавкам), можно зарабатывать до $6,5 тыс. в день.
Флеш-игры придут в социальные сети
Флеш-игры в социальных сетях - очень быстро растущий на Западе рынок. В России, несмотря на наличие студий, готовых эти игры делать, и пользователей, готовых в них играть, полноценного рынка пока не сформировалось.
[ Все новости ]